Майдан и церковь: Как христиане могут участововать во время социально-политических потрясений?

17 января в Киеве состоялся круглый стол на тему, которая волнует многих христиан в Украине – «Майдан и Церковь: миссия и гражданская ответственность христианина». Мероприятие собрало около 150 человек в пятницу вечером, после рабочего дня и продлилось более трех часов. Организаторами круглого стола являются – Сообщество Студентов Христиан Украины (ССХ), Ассоциация «Духовное возрождение» и проект - MaydanPrayer.org.
Круглый стол поднял серьезнейшие вопросы, связанные с реальностью влияния церкви на общество. На самом деле, евангельские церкви, не смотря на подчеркивание величия Бога в своей деятельности и миссии, в социально-политических акциях так и оказались незамеченными. Где «евангельские дивизии»? Говоря словами известного советского диктатора, когда он спросил у своего подопечного в отношении Римского Папы – «а сколько у него дивизий?». Их на самом деле в Украине немного и они раздроблены. Здесь возникает естественный вопрос – почему протестанты по-прежнему остаются незаметным меньшинством? На этот вопрос существуют разные ответы, но сегодня появляется еще один важнейший вопрос – какая ответственность христиан за ситуацию в стране?
Одной из ярко выраженных проявлений ответственности христиан за ситуацию в стране является их участие в Майдане, выраженной в установке и активной деятельности Молитвенной палатки. Сама палатка была установлена 3 декабря и через нее прошли уже тысячи людей. По скромным подсчетам ежечасно в палатке или возле нее молится сотня человек из тех, кто приходит на площадь Независимости (Майдан Незалежності).
Майдан вскрыл кризис лидерства не только в стране, но и в евангельской церкви. Только небольшое количество лидеров прореагировали на зло, которое проявляется через сегодняшнюю украинскую власть. Евангельская церковь должна стать пророческим голосом для общества, но этого не случилось... И об этом говорили на круглом столе, который благодаря устроителям встречи, был организован таким образом, что в течении трех часов могли выступить три различные группы лидеров – в первой части за круглый стол сели пасторы, среди них – Анатолий Калюжный, пастор церкви «Новая жизнь», Валерий Антонюк, пастор и первый заместитель председателя ВСЦ ЕХБ Украины, Олег Магдич, молодежный пастор церкви «Новая жизнь».
О чем же говорили последователи Мартина Лютера, Жана Кальвина и Дитриха Бонхоффера? Именно эти фамилии выдающихся европейских протестантов прошлого вспоминали на этой встрече. При этом Мартин Лютер цитировался больше всех. И это неудивительно, ведь один из участников круглого стола – пастор Евангелической Лютеранской церкви – Ральф Хаска.
На круглом столе говорили, что церковь, не смотря на свою отделенность от государства, не может быть в стороне от проблем, возникших в стране, этим самым показывая, что власть, хотя и претендует на божественную лигитимность, на сегодняшний день остается нечестивой и безбожной в принципе. Церковь не может быть в стороне от проблем в обществе. Сегодня она не занимает центральные позиции, но не должна быть и на обочине. Она в гуще событий! Во время мероприятия были высказаны самые разные мнения. Вот некоторые из них: «Церковь не должна быть в стороне от политики, и не должна быть в политике, она должна быть выше политики», - это слова Валерия Антонюка. Он также подчеркнул, что – «подчиняться нужно справедливой власти». Анатолий Калюжный, который активнее, чем кто-либо из евангельских пасторов участвовал в Майдане, заявил – «Христиане не должны идти путем греха. В Украине мы все называемся христианами, но большинство из них не знают Бога…» – А. Калюжный
В процессе круглого стола говорилось, что, к большому сожалению, но у большинства людей искаженные представления о власти. На самом деле представители власти – это менеджеры, принятые народом на работу и если они не справляются с этой работой, они должны быть уволены… Почему в Украине возник социально-политический протест, который привел к Майдану? Люди освобождаются от страха и уже не боятся власти. Это та особенность, которая возникла в Украине, но к сожалению советское мышление, так называемый «совок» еще в головах многих...
Церковь также перестала бояться и начала говорить и трактовать священные тексты, не боясь последствий. Майдан раскрыл проблему посредственности в церкви и обществе – обратил внимание Валерий Антонюк. Что может делать церковь? До какой меры церковь может противостоять злу? Был задан правомерный вопрос.
Во второй части круглого стола за стол сели  молодые лидеры и общественные деятели. Среди них – Михаил Черенков, Сергей Тимченко, Денис Гореньков, Сергей Гула. Модератором был задан вопрос ребром: Какая ваша реакция на события Майдана? Первым начал говорить Денис Гореньков, руководитель ССХ Украины – «Мы потеряли 25 лет на формирование нового поколения лидеров…». Другими словами, результаты работы многих христианских миссий мизерны, что выражается в том, что нет достойных лидеров в обществе. Итак, проблема вскрыта. Какова наша реакция? Ярость – Денис Гореньков. Стыд – Михаил Черенков. Разочарование – Сергей Тимченко
Почему церковь молчит? Кто будет следующим, после греко-католиков, которым чиновники напомнят о своем месте? Эти острые вопросы, когда начинаешь их проговаривать, приводят к испорченным отношениям. С одной стороны, Церковь выведена на обочину социально-политической жизни, а с другой стороны, церковь молчит. То есть, церковь не стала агентом влияния и она столкнулась с кризисом собственной миссии в мире, когда даже благовестие и раздача Евангелий, становится трудно мотивированным делом. Тем не менее, есть и другая правда. За два месяца произошло что-то позитивное – это смелость, братство и поддержка среди христиан, которые все же осознали свою роль и ответственность в обществе.
В продолжение дискуссии о власти было высказано следующее: что власть – это, прежде всего полномочия, фунции, а не статус-кво. Поэтому когда говорится о том, что власть от Бога, то здесь не подразумевается что сами представители власти от Бога. История показывает, что часто место власти занимают далеко не Божьи люди, и чаще всего это место занимают нечестивые люди…
Третья часть круглого стола состояла из богословов различных христианских конфессий. Среди них известный православный философ и богослов – Юрий Черноморец, а также декан и преподаватель богословия Украинской евангельской семинарии богословия, Денис Кондюк.
Ими было замечено, что стремление к преображенной Украине есть не только среди протестантов и евангеликов, но и среди православных, католиков и греко-католиков. А история противостояния нечестивой власти идет еще от Иоанна Златоуста, как известного не только тем, что был Константинопольским Патриархом, но и то, что часто из-за своей прямолинейности перед Византийским императором не раз попал в опалу и даже в ссылку.
Богословами было отмечена особая роль церкви в том, что она – это врач, который должен исцелить тело страны. Церковь опаздывает с тем, чтобы исцелять, а болезнь прогрессирует. Что делает церковь на Майдане? Она как добрый самарянин должна принести исцеление обществу. Что такое майдан? Это майдан социальной справедливости.  Майдан вскрыл серьезные социальные проблемы и грехи, которые есть в государстве.
Понимание спасения, которое декларируется церковными иерархами должно рассматривать и социальную сторону человеческой личности.
В процессе встречи были упомянуты протесты Божьих людей, среди которых был и Апостол Павел, который знал свои права и требовал их исполнения.
Майдан показал, кто есть кто! Сегодня как никогда происходит переосмысление ситуации. Те пасторы, которые были на майдане, уже своим присутствием вдохновили людей. Майдан объединил не только протестантов, но и христиан всех конфессий. Правда не все увидели то, что Украина может быть Христовым светом и для Европы и для России, но это то видение, которые может сегодня объединить и Восток и Запад. В заключении было подчеркнуто, что влияние на лидеров церкви должно быть с низов, но здесь должна быть мудрость и отвага.
Тетерятников Константин



Комментарии

  1. >>это слова Валерия Антонюка. Он также подчеркнул, что – «подчиняться нужно справедливой власти»

    Это откровенная ересь.
    Пусть он попробовал бы сказать эти слова ап.Павлу, который в послании к Римлянам писал, что нужно подчиняться власти. Очевидно, что для них речь шла о Римской власти. Той самой, которой привела в исполнение смертный приговор Иисусу. Той самой, которая оккупировала Израиль. Той самой, в которой был рабовладельческий строй. А теперь ответьте - была ли она справедливой?

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Остановим СПИД, пока он не остановил нас...

Молодые христиане Воронежа знают цену времени!

Профессия для Бога: Можно ли служить Богу через свою профессию?