Альтернативные формы образования: новый тренд или вызов времени?
Христианское образование в странах Евразии переживает процесс преобразования и поиска новых форм обучения. Нехватка инструментария, предоставляемого традиционным богословским образованием очевидна, а спад, длящийся уже более десяти лет, показал необходимость поиска новых и нестандартных подходов, которые могли бы вернуть актуальность и интерес богословскому образованию. Ведь молодые христиане, осознавая необходимость высшего образования, все меньше и меньше рассматривают возможность его получения в христианском учебном заведении. В то же время, молодые люди проявляют большой интерес к служению и к различным неформальным способам христианского образования.
Альтернативные формы христианского образования на постсоветском пространстве были всегда, но интерес к ним со стороны богословских учебных заведений в прошлом проявлялся крайне редко. На сегодняшний день этот интерес инициируется Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциацией и Институтом повышения квалификации OCI. Буквально несколько дней назад эти две организации инициировали масштабное событие для руководящего состава евангельских богословских школ на общую тему – «Традиционные и альтернативные формы богословского образования», которое прошло в Москве на базе Московской богословской семинарии. Из представленных на данной встрече альтернативных форм обучения, особое место было выделено образовательному движению «Школа без стен». Почему данный проект Ассоциации «Духовное возрождение» оказался в поле зрения интересов традиционных богословских школ? По мнению президента ЕААА, Сергея Викторовича Санникова – «Школа без стен – это стратегический, творческий и эффективный подход в подготовке молодежи в нашей современной реалии, чтобы стать христианскими лидерами следующего поколения…». В свою очередь, ректор Минской богословской семинарии Леонид Михович сказал о Школе без стен следующее: «Служение ШБС стало благословением для меня как преподавателя и, уверен, для церквей, которые участвовали в проекте. Сильной стороной ШБС является связь с церквами и помощь им в осуществлении их видения»
В чем привлекательность «Школы без стен»? Ведь реакция на этот проект всегда была неоднозначной и часто ироничной. Но за восемь лет работы «Школа без стен» смогла не только доказать актуальность своего существования, но и показать яркие результаты деятельности. Ведь особенность ШБС в том, что студенты проходят обучение не только в классе, но и в «полевых» условиях служения, активно участвуя в евангелизационных и социальных проектах, находясь на острие миссии, воплощая стратегическую инициативу влияния на общество. На сегодняшний день Школа без стен динамично развивается, выросши за последние два года на 50% и охватывая 12 стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Этот феномен роста в основном связан не только с правильно выбранной стратегией, но также благодаря удивительной гибкости школы.
«Школу без стен» рассматривают как уникальную модель обучения и используют ее в разных контекстах. К примеру, Павел Ботанов, проректор по связям с общественностью (Кубанский евангельский христианский университет) говорит, что их обучающая программа для молодежи «Штурм», проводят свои занятия на базе церквей – «по типу «Школы без стен»».
Реалии сегодняшнего дня
Задача подготовить квалифицированных специалистов в области пасторского и миссионерского служения, а также в различных сферах внутрицерковной жизни стояла перед христианскими ВУЗами всегда. В «золотые» для стационарного богословского образования 90-е годы ВУЗы активно строились и развивались, ожидая, что стационар будет востребован всегда, лишь немногие семинарии имели очно-заочный формат обучения, а христианские университеты даже не рассматривали его как вариант в своей работе.
Но пришло следующее десятилетие и интерес к очно-заочному образованию возросло настолько, что теперь без этого формата не обходится не одна евангельская школа на постсоветском пространстве. Такая же реакция наблюдается и по отношению к различным альтернативным формам обучения.
Прогнозы и перспективы…
Христианское образование на постсоветском пространстве перед очередным вызовом: как сделать обучение наиболее эффективным в современных условиях? В связи с этим появляется интерес к тем, кто уже давно начал искать ответ на данный вопрос и далеко продвинулся в этом.
Что необходимо предложить христианским школам? Искать «золотую середину» с одной стороны, не копируя то, что уже делается другими. С другой стороны четко определиться с своей собственной миссией, которая и должна диктовать то, чем необходимо заниматься.
Евангельские учебные заведения на постсоветском пространстве находятся в уникальной ситуации переосмысления своих образовательных установок и моделей обучения, чтобы быть эффективными в следующем десятилетии. То, что было возможно в 90-х гг. ХХ века относительно роста и актуальности христианского образования, возможно и сейчас, просто необходимо подыскать уникальную и в тоже время востребованную стратегию обучения, учитывая опыт тех, кто уже занимается в сфере неформального и альтернативного христианского образования.
Альтернативные формы христианского образования на постсоветском пространстве были всегда, но интерес к ним со стороны богословских учебных заведений в прошлом проявлялся крайне редко. На сегодняшний день этот интерес инициируется Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциацией и Институтом повышения квалификации OCI. Буквально несколько дней назад эти две организации инициировали масштабное событие для руководящего состава евангельских богословских школ на общую тему – «Традиционные и альтернативные формы богословского образования», которое прошло в Москве на базе Московской богословской семинарии. Из представленных на данной встрече альтернативных форм обучения, особое место было выделено образовательному движению «Школа без стен». Почему данный проект Ассоциации «Духовное возрождение» оказался в поле зрения интересов традиционных богословских школ? По мнению президента ЕААА, Сергея Викторовича Санникова – «Школа без стен – это стратегический, творческий и эффективный подход в подготовке молодежи в нашей современной реалии, чтобы стать христианскими лидерами следующего поколения…». В свою очередь, ректор Минской богословской семинарии Леонид Михович сказал о Школе без стен следующее: «Служение ШБС стало благословением для меня как преподавателя и, уверен, для церквей, которые участвовали в проекте. Сильной стороной ШБС является связь с церквами и помощь им в осуществлении их видения»
В чем привлекательность «Школы без стен»? Ведь реакция на этот проект всегда была неоднозначной и часто ироничной. Но за восемь лет работы «Школа без стен» смогла не только доказать актуальность своего существования, но и показать яркие результаты деятельности. Ведь особенность ШБС в том, что студенты проходят обучение не только в классе, но и в «полевых» условиях служения, активно участвуя в евангелизационных и социальных проектах, находясь на острие миссии, воплощая стратегическую инициативу влияния на общество. На сегодняшний день Школа без стен динамично развивается, выросши за последние два года на 50% и охватывая 12 стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Этот феномен роста в основном связан не только с правильно выбранной стратегией, но также благодаря удивительной гибкости школы.
«Школу без стен» рассматривают как уникальную модель обучения и используют ее в разных контекстах. К примеру, Павел Ботанов, проректор по связям с общественностью (Кубанский евангельский христианский университет) говорит, что их обучающая программа для молодежи «Штурм», проводят свои занятия на базе церквей – «по типу «Школы без стен»».
Реалии сегодняшнего дня
Задача подготовить квалифицированных специалистов в области пасторского и миссионерского служения, а также в различных сферах внутрицерковной жизни стояла перед христианскими ВУЗами всегда. В «золотые» для стационарного богословского образования 90-е годы ВУЗы активно строились и развивались, ожидая, что стационар будет востребован всегда, лишь немногие семинарии имели очно-заочный формат обучения, а христианские университеты даже не рассматривали его как вариант в своей работе.
Но пришло следующее десятилетие и интерес к очно-заочному образованию возросло настолько, что теперь без этого формата не обходится не одна евангельская школа на постсоветском пространстве. Такая же реакция наблюдается и по отношению к различным альтернативным формам обучения.
Прогнозы и перспективы…
Христианское образование на постсоветском пространстве перед очередным вызовом: как сделать обучение наиболее эффективным в современных условиях? В связи с этим появляется интерес к тем, кто уже давно начал искать ответ на данный вопрос и далеко продвинулся в этом.
Что необходимо предложить христианским школам? Искать «золотую середину» с одной стороны, не копируя то, что уже делается другими. С другой стороны четко определиться с своей собственной миссией, которая и должна диктовать то, чем необходимо заниматься.
Евангельские учебные заведения на постсоветском пространстве находятся в уникальной ситуации переосмысления своих образовательных установок и моделей обучения, чтобы быть эффективными в следующем десятилетии. То, что было возможно в 90-х гг. ХХ века относительно роста и актуальности христианского образования, возможно и сейчас, просто необходимо подыскать уникальную и в тоже время востребованную стратегию обучения, учитывая опыт тех, кто уже занимается в сфере неформального и альтернативного христианского образования.
Комментарии
Отправить комментарий