Программа «Школа без стен» на 2011-2012 учебный год
Школа без стен является неакадемическим образовательным служением, которое призвано подготовить молодых лидеров нового поколения. В этом плане, ШБС занимает свою нишу в христианском образовательном сообществе, не являясь альтернативой ни семинариям и университетам, ни колледжам и библейским институтом. Школа без стен – это ответ на нужды церквей, нуждающихся в неакадемическом образовании, сфокусированном на молодежь и практическую, социально ориентированную миссиологию.
1. Общая информация о ШБС
Школа без стен появилась осенью 2004 года, как «пилотный» образовательный проект в Запорожье, в региональном миссионерском центре Ассоциации «Духовное возрождение». Уже буквально через год, интерес к программе был настолько велик, что количество региональных школ и количество студентов увеличилось настолько, что ШБС превратилась в образовательное движение, поражающее своей гибкостью, неформальным подходом, здоровой интеграцией церковности и академизма формальных учебных заведений. Ведь не секрет, что первыми, кто поддержали идею Школы без стен, были преподаватели христианских учебных заведений, колледжей и семинарий. ШБС ежегодно привлекает в свои ряды более двух тысяч студентов и ее география стремительно растет. Начавшись на Украине, ШБС пришло в Российскую федерацию, Беларусь, Молдову, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан.
Спустя семь учебных сезонов, наступило время переосмыслить ситуацию и сделать следующий шаг. Мы подошли к необходимости обновлению видения и переосмыслению нашей деятельности. Фактически, первые семь лет – это период, когда Школа без стен зарекомендовала себя, как образовательное движение, ставшая площадкой для реализации различных образовательных моделей и программ, с общей целью подготовки лидеров нового поколения. Многое было сделано, обучено сотни и тысячи студентов. Движение не уменьшается, а растет за счет своей гибкости и открытости к импровизации и эксперименту.
2. Философия ШБС
Не имея инфраструктурных ресурсов (без стен), ШБС может без особых потерь, гибко реагировать на различные трудности, с которыми сталкивается обычная христианская школа, будь то семинария, университет или колледж.
Еще одно преимущество Школы без стен – это ее интеграция в церковь. Фактически, обучение проходит в церкви, для молодежи церкви и лидерами церкви. Пасторы являются активными участниками учебного процесса, часто являясь или координаторами ШБС или ее преподавателями.
Студенты учатся не только в классе, но и в практическом служении. Краткосрочные миссии, социальные проекты, благотворительные акции, летние лагеря, все это является частью учебного процесса. Хотя обучение длится всего два года и является очно-заочным по своей сути, и без отрыва от церкви, дома, работы и учебы, это прекрасное время для духовного роста и развития навыков служения.
3. Масштабы служения ШБС
Масштабы сегодняшнего служения ШБС впечатляют: 9 стран, 2300 студентов, 63 школы, более 100 учебных групп, охватывающих 400 евангельских церквей. Господь благословил это служение и дает ему постоянное расширение. Но не стоит останавливаться на достигнутом. Нужно идти дальше.
Школа без стен, став образовательным движением по подготовке молодых лидеров нового поколения на постсоветском пространстве, должно продолжать свое развитие, измеряя успех не только географией и количеством студентов, но качеством программы.
Школа без стен должна стать национальным образовательным продуктом, в котором нуждаются евангельские церкви в странах бывшего СССР. Быть не только площадкой с гибкой программой, но и целым полигоном, где развиваются молодые лидеры, учась у успешных лидеров старшего поколения.
4. Актуальность ШБС
Школа Без Стен сегодня является одним из немногих актуальных проектов, который может предложить церквам евангельского направления развитие молодых людей в поместных церквях. Не отрываясь от обучения и работы, сегодня студент ШБС может получать важные практические знания, которые помогают ему определиться в выборе служения в церкви, во благо самой церкви и общества. Обучение формирует в человеке многие положительные христианские добродетели, и сам факт духовного роста студента на лицо: больше молитвы и чтения Слова Божьего, добрых дел и плодов Святого Духа.
Служение ШБС вызывает симпатию руководителей церквей, так как не претендует на главенствующую роль, и, не смотря на происхождение «извне» ШБС не претендует на исключительность, а наоборот, воспринимается как инструмент, который может употребить каждая здоровая церковь. Употребляя этот инструмент, церковь подготавливает молодого «специалиста» с учетом видения самой церкви, специфики ее направлений в служениях. Все для вас! – этот лозунг воспринимается служителями как призыв к действию к совместным партнерским отношениям.
ШБС предлагает целый цикл в работе с молодыми людьми, начиная с простого оказания внимания до выпуска подготовленных лидеров, способных самостоятельно нести служение и воспроизводить себе подобных лидеров служения.
5. Миссия ШБС
«Школа без стен» видит свою миссию в том, чтобы помочь евангельским церквям в постсоветских странах сформировать, подготовить и мотивировать к служению новое поколение лидеров. При этом ставятся и достигаются три важнейших задачи.
6. Учебная программа ШБС на 2011-2012 учебный год
1 год
9 сессий (7 курсов и 2 социальных проекта)
1. Основные курсы (5 курсов):
1) Основы богословия. Пособие курса разработал: Мельничук А.И. /президент Донецкого христианского университета/, Тетерятников К. /директор ШБС/.
2) Практическое учение о церкви. Пособие курса разработал: Шакун П. /пастор церкви «Рождества Христова», г.Киев/.
3) Христианское лидерство. Пособие курса разработал: Гореньков Д. /директор Сообщества студентов христиан (ССХ)/.
4) Профилактическая работа в школах. Пособие курса разработал: Литневский П. /директор проекта «Время жить», пастор церкви, г. Кишинев, Молдова/.
5) «Как стать христианином, чья вера зажигает сердца». Принципы успешного евангелизма. Пособие курса разработано центром «Инновиста». Преподаватель: Кондюк Д. /пастор церкви «Святая Троица», г. Киев/.
2. Курсы на выбор (2 курса):
- Христианская этика. Пособие курса разработал: Молька В. /Пастор-учитель церкви «Возрождение», г.Полтава/.
- Евангелизм в православном контексте. Пособие курса разработал: Мурзин А. /пастор-учитель церкви «Дом небесного архитектора», г. Киев/.
- Евангелизм в контексте Ислама. Пособие курса разработал: Загидулин Р. /национальный координатор ШБС в Кыргызстане/.
- Как изучать Библию. Пособие курса разработал: Тетерятников К. /директор ШБС/.
- Практическая миссия. Пособие курса разработал: Рахуба А.Н. /пастор церкви, г. Запорожье/.
- Организация и проведение молодежных клубов. Пособие курса в процессе разработки.
3. Практическое служение (два социальных проекта в течение января и апреля)
2 год
9 сессий (6 курсов и 3 социальных проекта)
1. Основные курсы (3 курса):
1) Духовное формирование. Пособие курса разработал: Тетерятников К. /директор ШБС/.
2) Менеджмент христианских проектов. Пособие курса разработала: Велч Елена /Сообщество студентов христиан (ССХ)/.
3) Принципы молодежного служения. Пособие курса в процессе разработки.
2. Курсы на выбор (3 курса):
- Наставничество лидеров. Пособие курса в процессе разработки.
- Социальное служение (служение группам риска). Пособие курса в процессе разработки.
- Служение христианских СМИ. Пособие курса в процессе разработки.
- Духовные дары. Пособие курса в процессе разработки.
3. Практическое служение (3социальных проекта)
7. Содержание учебных курсов программы ШБС на 2011-2012 учебный год
1. Основы богословия
Урок 1: Введение в богословие
1. Что такое богословие (теология)?
2. Важность богословия (теологии).
3. Богословие, как выражение веры и опыта церкви
4. Богословие и традиция
5. Категории верований
Урок 2: Что такое Систематическое богословие?
1. Определение
2. Качества систематического богословия.
3. Требования к систематическому богословскому исследованию
4. Источники систематического богословия
5. Подразделы систематического богословия
Урок 3: Познание Бога. Общее и особое Божье откровение
1. Природа откровения.
2. Общее Божье откровение.
3. Особое Божье откровение.
Урок 4. История богословской мысли
1. Введение
2. Богословие ранней церкви
3. Богословие средневековой церкви
4. Богословие в период реформации
5. Современное богословие
Урок 5: Католическое богословие
1. Общее определение
2. Историческое развитие
3. Основные утверждения католического богословия
Урок 6: Православное богословие
1. Основные утверждения
Урок 7: Реформаторское богословие: Кальвинизм.
1. Общее определение.
2. Историческое развитие.
3. Основные утверждения кальвинизма.
Урок 8: Реформаторское богословие: Арминианство
1. Общие определения
2. Историческое развитие
3. Основные утверждения арминианства.
2. Христианское лидерство
Урок 1: «Образы лидерства». Введение в курс
1. Анализ различных определений \ моделей лидерства
2. Интерактивное обсуждение известных моделей лидерства в группе.
3. Создание коллажей «Образы лидерства».
4. Презентации коллажей с последующей оценкой.
Урок 2: «Природа власти». Понимание причин, которые делают власть легитимной и эффективной
1. Понятие власти в социально-политических и религиозных системах. Легитимность власти.
2. Дары и анафемы власти. Власть, как данная Богом реальность. Власть, как фактор риска: «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».
3. Концепция «лидера – слуги». Библейский образ власти, служения и лидерства. Манускриптное (индуктивное) изучение Библии, Евангелие от Матфея 20: 20 – 34
4. Общий вывод о природе власти.
Урок 3: «Не зарывай талант в землю». Развитие лидерского потенциала в себе и других
1. Важность личного роста лидера. Развитие собственного лидерского потенциала через личные отношения с Богом, понимание своего призвания.
2. Эффективный лидер – человек видения.
3. Управление другими - мотивация, оснащение, служение и стратегическая оценка действий и результатов.
4. Целеполагание и оценка в лидерстве.
5. Общий вывод о развитии лидерского потенциала.
Урок 4: Вызовы, с которыми сталкивается лидер - христианин
1. Характер лидера и его важность в борьбе с вызовами.
2. Этические моменты: власть, секс и финансы.
3. Характер, способный преодолеть искушение властью.
4. Характер, способный преодолеть сексуальные искушения.
5. Характер, способный преодолеть искушения в сфере денег.
Урок 5: Лидер и конфликты
1. Способность оставаться Божьим человеком во время испытаний. Решение конфликтов.
2. Как решал конфликты Иисус Христос. Изучение Библии:
3. Три образа лидерства: Демагог, Менеджер, Посредник.
4. Восемь инструментов лидера-посредника.
5. Целостное видение. Системное мышление. Присутствие.
6. Построение мостов. Трансформация конфликта в возможность
Урок 6: Наставничество
1. Характер наставника.
2. Развитие потенциала людей через менторство и коучинг.
3. Принципы обучения взрослых.
Урок 7: Понимание культуры
1. Типология организаций.
2. Интерактивное обсуждение современной церковной культуры.
3. Обсуждение влияния контекста церковной культуры на лидерство.
4. Понимание лидерства в церкви Апостолом Павлом. Изучение Библии
Урок 8: Как вносятся изменения
1. Общие положения социальной инженерии.
2. Искусство введения инноваций
3. Общий вывод по курсу.
3. «Как стать христианином, чья вера зажигает сердца». Принципы успешного евангелизма
Урок 1: Почему важно быть христианином, чья вера зажигает сердца?
1. Благовестие через дружеские отношения
2. Компоненты благовестия через дружеские отношения
3. Библейские основы благовестия
4. Составление «списка влияния»
Урок 2: Будь собой
1. Стили благовестия
2. Определение своего стиля благовестия
3. Определение шагов к развитию своего стиля благовестия
Урок 3: Построение взаимоотношений
1. Как инициировать отношения?
2. Как начать духовный разговор?
3. Переходные фразы для духовных бесед
Урок 4: Расскажи свою историю
1. Важность истории в благовестии
2. Составление своей истории
Урок 5: Расскажи Его историю
1. Четыре основных аспекта Благой Вести
2. Две основные иллюстрации Евангелия
Урок 6: Пересекая черту
1. Как помочь другому человеку «пересечь черту2 веры?
2. Как привести человека к молитве покаяния?
Урок 7: Соединяя все вместе
1. Шаги благовестия через дружеские отношения
2. Основные советы при благовестии
Урок 8: Возражаю
1. Часто встречающиеся возражения в адрес христианской веры
2. Как отвечать на возражения?
4. Духовное формирование
Урок 1: Образ зрелого христианина
1. Портрет зрелого христианина.
2. Сферы духовного развития христианина.
3. Составляющие духовного развития.
Урок 2: Фундаментальные основы духовной жизни
1. Центр жизни человека – его сердце (внутренний мир).
2. Развитие происходит из внутреннего мира во внешний.
3. Жизнь зависит от нашей воли.
4. Все дела нужно начинать с мыслью о конце.
5. Соблюдайте приоритеты.
Урок 3: Кризис духовности
1. Проблема христианского сообщества: духовная пустота.
2. Признаки кризиса духовности.
3. Выход из духовного кризиса.
Урок 4: Внутренний мир человека
1. Признаки духовного человека
2. Обретение духовности
Урок 5: Организация времени
1. Симптомы неорганизованности
2. Принцип самоорганизации
3. Законы упущенного времени
4. Как вернуть время
Урок 6: Интеллектуальное развитие
1. Необходимость развития умственных способностей.
2. Необходимость дисциплинирования ума
3. Три задачи интеллектуального роста христианина.
4. Как организовать ум, чтобы заставить его развиваться
Урок 7: Уединение с Богом
1. Развитие внутреннего духовного центра.
2.) Характерные черты духовного развития.
Урок 8: Отдых
1. Необходимость в отдыхе
2. Отдых, как остановка
3. Причины отдыха, тишины и уединения
5. Христианская этика
Урок 1 Введение. Христианская этика и нравственное богословие
1. Круг вопросов, христианской этики.
2. Христианское учение о морали.
3. Краткая история нравственного богословия.
4. Важность и острая актуальность христианского этического воспитания для современной молодежи.
Урок 2 Развитие и формирование личности. Нравственное начало в человеке
1. Личность как запечатленный в человеке образ Божий.
2. Влияние на формирование личности «природного существования, социально-культурной жизни, религиозной церковной жизни».
3. Ответственность человека за развитие нравственного начала. Внутренний призыв повышать к себе нравственные требования и совершенствоваться с помощью Божией.
Урок 3 Совесть и ее функционирование
1. История термина и различные теории совести.
2. Функционирование совести и ее воспитание.
3. Проблема «сожженной» совести.
4. Возрождение и освящение совести.
5. Как научиться поступать по совести. Долг и ответственность в жизни каждого человека.
Урок 4 Роль и место эмоций в нравственной жизни
1. Понимание эмоций и их функций.
2. Влечение как эмоциональное переживание.
3. Потребности человека, формирование потребностей.
4. Искажение потребности – похоть и страсть.
5. Как контролировать влечение, возможно ли укротить себя?
Урок 5 Феноменология зла и потеря человеком свободы. Грех
1. Вопрос возникновения зла. Испорченность мира и человека.
2. Внутри личностный конфликт и страдание души. Нужда в силе свыше.
3. Библейское понимание греха. Причины греха, первородный грех.
4. Последствия греха, отчуждение личности.
Урок 6 Преодоление греха борьба с искушением
1. Покаяние как грань между грехом и свободой.
2. Действие Божьей благодати, возрождение к новой жизни.
3. Освобождение от греха как акт и как процесс.
4. Постоянная борьба с грехом.
Урок 7 Богочеловек, как нравственный идеал и пример для подражания
1. Жизнь и служение Иисуса Христа, Его искупительный подвиг.
2. Благодать Иисуса Христа как сила, доставляющая победу.
3. Жизнь христианина во Христе, закон «Духа жизни».
4. Подражание Христу, воссоздание личности в ее целостности. Церковь как место целения личности.
Урок 8 Аспекты ценностной ориентации личности опасность конформизма
1. Порок и добродетель как два полюса нравственной ориентации.
2. Благочестие как основной принцип отношений человека с Богом и людьми. Категории «Иметь» и «Быть» в ценностной ориентации личности.
3. Достоинство и назначение человека.
4. Ценностный самоотчет человека.
6. Евангелизм в православном контексте
Урок 1. Введение в диалог с православием
1. Актуальность и цели курса
А. Единство христиан
Б. Сохранение евангельской истины
В. Совершенствование протестантского богословия
Г. Адаптация к культуре
2. Единство христиан
А. Богословская скромность
Б. Критерии христианства
В. Из истории. Проблема «государственной церкви»
Г. Общение с православием
3. Адаптация к культуре — контекстуализация
А. Пример Христа
Б. Принцип Павла
В. Адаптация к православной культуре
Урок 2. Спасение: проблемы православия
1. Спасение благодатью через веру
2. Таинства, ритуализм в православии
А. Определение таинства
Б. Библейская оценка доктрины о таинствах
В. Крещение
Г. Вечеря Господня
Д. Таинства или средства благодати?
3. Умаление совершённого спасения
А. Православное отрицание юридической стороны спасения
Б. Состояние человека до и после грехопадения
Урок 3. Спасение: проблемы протестантизма
1. Евангелие Царства Божьего или «билет на небеса»?
2. Спасение от греха или от вины и наказания?
- «евангелие преуспевания»
3. Истинная и ложная уверенность в спасении
Урок 4. Священное Писание и предание
1. Смешивание Писания и Предания в православии
2. Уникальность Писания – богодухновенность
- Формирование канона Св. Писания
3. Подмена Божьего Слова человеческими преданиями
4. Иисус Христос и Ветхий Завет
5. Любовь верующего к Писанию
6. Ясность и буквальный смысл Писания
7. Реформация царя Иосии
8. Польза предания
Урок 5. «Нехуштан»: святые, иконы, символы
1. Проблема «нехуштан»
2. Отношение к святым: почитание или поклонение?
А. Уникальность поклонения Творцу
Б. Православная практика
В. Мария, мать Господа Иисуса
Г. «Молитвенная помощь» и заступничество усопших святых
3. Иконы
4. Крест, крестное знамение
Урок 6. Храм, церковь, священство и преемственность
1. Храм, церковь
А. Что такое храм
Б. Храм в ВЗ
В. Храм с приходом Христа
Г. Храм и Церковь
Д. Храм после второго Пришествия
2. Священство
А. Священство в православии
Б. Священство в Ветхом и в Новом заветах
3. Апостольская преемственность
А. В православии
Б. В Библии
Урок 7. Прочие проблемы в православии
1. Формальные молитвы
2. Монашество и аскеза
3. Мощи
4. Финансы
Урок 8. Прочие проблемы в протестантизме
1. Рационализм
- Чрезмерное доверие разуму и логике
- Разум и чувства
2. Индивидуализм
- Автономность поместной церкви
- Исповедь
3. Время и отношения
7. Менеджмент христианских проектов
Урок 1. Введение в курс
1. Что такое проект?
2. Что такое управление проектами?
3. Процессы управления проектами
4. Роль и характеристики руководителя проекта
Урок 2. Планирование проекта: Библия о планировании
1. Библия о планировании
2. Составление целей проекта.
3. SMART goals.
Урок 3. Планирование проекта: Разработка концепции проекта
1. Разработка концепции проекта
2. Развитие творческого мышления (метод "Шести шляп")
Урок 4. Планирование проекта: Процесс декомпозиции работ
1. Процесс декомпозиции работ
2 Составление плана проекта
Урок 5. Управление бюджетом
1. Поиск финансирования для бюджета
2. Как написать заявку на грант
Урок 6. Командная работа. Часть 1. Сплочение команды и выработка норм коммуникаций
1. Игра-симуляция "Выживание"
Урок 7. Командная работа. Часть 2. Умение слушать, решать конфликты и принимать решения
1. Тесты
Урок 8. Анализ и оценка проекта
Комментарии
Отправить комментарий