Школа без стен: просто и эффективно
ШБС – простой, но в то же время уникальный подход к организации массового обучения церковной молодежи.
Уникальность ШБС как образовательной стратегии состоит в сочетании церковного, образовательного и миссионерского аспектов. Внутри церковного пространства формируются образовательные инициативы, обогащаются опытом других идей, моделей и подходов, которые приносят с собой приглашенные преподаватели; проходят проверку практикой и адаптируются для локального контекста. Образование придает динамику поместной церкви, а миссионерский фокус программы помогает направить активность церковной молодежи в практическое служение. Уже не церковь посылает свою молодежь в школу, но сама школа приходит в церковь, помогает ей расти и развивать свое миссионерское служение. Направленность на церковь выражается также в структуре самой программы, которая всегда остается принципиально гибкой и учитывает все местные нужды и особенности. ШБС предлагает возможность программы, которую церковь может с полным основанием считать своей, а не импортной. Такую программу можно назвать «сделай сам» - из набора семинаров и общих рекомендаций молодежь церкви может выбрать свой фокус, наиболее важные для них темы и самых эффективных наставников.
В своем стремлении придать динамику служению и активизировать молодежь церквей, ШБС встречает немало трудностей, большая часть которых обусловлена состоянием постсоветских евангельских церквей. В церковной среде созрела критическая масса молодежи, не довольной пассивным состоянием и традиционализмом церквей. В то же время руководство общин в большей степени копирует советский стиль христианства – маргинального, контркультурного, чрезмерно консервативного, иерархического (даже бюрократического). Лидеры ШБС вынуждены учитывать и пожелания молодежи, и мнение старшего поколения, которое переживает за судьбу своих традиций. Эта двойственность ограничивает качественный рост программы, состав приглашенных преподавателей, список рекомендуемой литературы. Многие эффективные модели церковного роста и миссии отвергаются традиционными церквами. Учитывая плюрализм богословских подходов и церковных моделей, трудно предложить объединяющую программу для всех учебных центров ШБС. Но без нее многие школы под давлением церковного руководства превращают ШБС в мини-семинарию. Поэтому гибкость программы ШБС должна ограничиваться четкими концептуальными границами, выходя за пределы которых программа профанируется и не отвечает своей сути.
Опыт ШБС показал, что в церкви присутствует неиспользованный и практические неограниченный потенциал молодежи, которую академические программы колледжей и семинарий почти не задействовали. Гибкая программа семинаров ШБС привлекла молодежь форматом (один-два дня в месяц вполне реально найти и работающей, и учащейся молодежи), актуальностью тем, составом преподавателей. Как выяснилось, основная проблема христианского образования и служения в бывшем СССР связана не с утратой интереса молодежи к своему призванию, а с устаревшим форматом, неадекватностью образовательных и миссионерских моделей. Идея ШБС стимулировала поиск новых подходов, новых форм учебной и мотивационной работы с молодежью.
Комментарии
Отправить комментарий